суббота, 27 апреля 2013 г.

Ограничения розничной продажи алкогольной продукции на прилегающих к некоторым организациям и объектам территориях.

Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" помимо прочих требований, вводит ограничения на розничную продажу алкогольной продукции также на прилегающих территориях к детским, образовательным, медицинским организациям, к объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, иным местам массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также объектам военного назначения.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом Правительство РФ своим Постановлением от 27.12.2012 №1425 утвердило "Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", а также "Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Департамент государственного регулирования внутренней торговли России в своем письме от 15.02.2013 №08-237 направил в органы государственной власти субъектов РФ разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам, связанным с применением Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 №1425.
Думаю, эти разъяснения будут полезны индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции.

1) Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при определении понятий "медицинские организации" и "объекты спорта"?
С целью определения понятий "медицинские организации", "объекты спорта" следует руководствоваться дефинициями, данными в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и Федеральном законе от 04.12.2007 №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Примечание.
В Постановлении Правительства РФ от 27.12.2012 №1425 приведены следующие определения понятий:
"Детские организации" - организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 80.1, кроме кода 80.10.3).
"Образовательные организации" - организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.

2) Какие акты следует применять в настоящее время при определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до утверждения актов, принятых во исполнение Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление, Правила №1, Правила №2, соответственно).
По мнению Департамента, необходимо применять акты органов местного самоуправления об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, положения которых не противоречат положениям Постановления.

3) Что должна включать схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции?
Представляется, что в схеме границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должна быть отмечена организация или объект, указанный в пункте 2 Правил №2 (прим.: детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, объекты военного назначения), а также зона, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Считаем, что с целью недопущения возникновения коррупциогенных факторов схема должна быть соотнесена с местностью (на ней необходимо указывать наименования улиц и номера домов, примыкающих к организации/объекту).

4) Какой орган уполномочен следить за открытием организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил №2?
Органам местного самоуправления, определившим границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, необходимо отслеживать открытие новых объектов, вблизи которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, с целью изменения границ прилегающих территорий, а также направлять в лицензирующий орган обновленную информацию (со схемой).

5) Как лицензирующему органу проверить, попадает ли торговый объект в зону ограничений (в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции?
Полагаем, что лицензирующий орган вправе удостовериться в требуемой удаленности торгового объекта от организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил №2, путем измерения расстояния.

6) Может ли орган государственной власти субъекта РФ установить запрет на розничную продажу алкогольной продукции в месте массового скопления граждан, не соответствующем критериям, установленным Правилами №1 (в том числе в месте проведения культурно-развлекательных мероприятий)?
По мнению Департамента, полномочие органа государственной власти субъекта РФ вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции позволяет органам государственной власти субъекта РФ устанавливать места массового скопления граждан, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

7) Разъяснения пункта 6 Правил №2.
В соответствии с Правилами №2 размер прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается в отношении каждой организации/объекта (через схему границ прилегающих территорий) и может быть как единым, так и дифференцированным.
Если орган местного самоуправления сочтет целесообразным установить различные метражи при определении границ прилегающих территорий в рамках одного типа организаций (например, к детским организациям), тогда необходимо руководствоваться пунктом 6 Правил.
Максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, а также объектов военного назначения - это метраж, определенный органами местного самоуправления по своему усмотрению с учетом Правил.
Правилами предусмотрено, что максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, а также объектов военного назначения, не может превышать минимальное значение указанного расстояния, установленного для типа перечисленных организаций или объектов в муниципальном образовании более чем на 30 процентов. Указанная норма не допустит закрепления значительно отличающихся по метражу прилегающих территорий в рамках одного типа организаций. Например, если в муниципальном образовании прилегающая территория к одной из детских организаций установлена в размере 50 метров, предлагаемая возможность 30% отклонения означает, что расстояние от другой детской организации до магазинов может быть установлена в размере от 50 до 65 метров.
Данное положение позволит органам местного самоуправления определять унифицированное расстояние для каждого типа перечисленных организаций.
Аналогичное правило действует и в случае определения расстояния от указанных организаций/объектов до пунктов общественного питания. При этом размеры прилегающих территорий от организации/объекта до пункта общественного питания и от организации/объекта до магазина могут отличаться.

8) В какие сроки органами местного самоуправления должны быть определены границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции?
Поскольку Правилами №2 не закреплены сроки определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливаю сроки реализации своих функций в указанной части.
Вместе с тем, отмечаем необходимость принятия решений по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в возможно короткий срок.
Примечание.
Пунктом 9 Правил №2 установлено, что информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9) Как определить границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, если одна из организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил №2, находится в одном здании, строении, сооружении со стационарным торговым объектом?
Правовые основания для определения границ прилегающих территорий внутри зданий, строений, сооружений отсутствуют.

10) Что представляет собой способ расчета расстояния?
Под способом расчета расстояния имеется в виду, каким образом осуществляется замер определенного метража (по прямой линии или по пешеходной зоне).

12 комментариев:

  1. Наконец нашла более или менее внятное объяснение этой загадочной для меня фразы: Максимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
    Скажите пожалуйста, если орган местной власти в своем решении указал общую для всех границу в 300 местров, без адресов, схем и прочих подробностей, а до этого это расстояние было 50 метров, является ли это нарушением? Можно обжаловать такое решение в суде и признать его незаконным?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Орган местного самоуправления при принятии решения об определении границ прилегающих территорий должен руководствоваться "Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
      Так п.8 Правил установлено:
      "Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил".

      Т.е. решение органа местной власти не соответствует правилам и по моему мнению не может определять границы прилегающих территорий.
      Думаю вам стоит обратиться в региональный орган, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции для разъяснения этого вопроса.

      Удалить
  2. Торгуем алкогольной продукцией,67 кв м помещение в долгосрочной аренде,могу ли я передать в суб аренду часть помещения.если можно .то какую?может ли у меня остаться менее 50 кв м,или можем ли мы передать часть помещения в субаренду разделив ее визуально. без перегородки?Заранее спасибо за ответ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласно ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ:
      Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должны иметь стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее:
      в городских поселениях - 50 кв.м.,
      в сельских поселениях - 25 кв.м.
      При розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи требований к минимальной площади торгового объекта и складских помещений нет.
      Сдать в субаренду часть арендуемого помещения можно с согласия арендодателя.
      Если правилами не установлены требования о продажи товаров в различных отделах, то можно разделить площади визуально.

      Удалить
  3. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я с Крыма (Севастополь), у меня есть киоск (МАФ) площадь 14 кв.м я торгую и пивом, и сигаретами. Вопрос: смогу ли я дальше торговать пивом, в связи с тем, что мы теперь тоже Россия, заранее спасибо за ответ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Статья 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определяет:
      "1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом." (ссылка на закон - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160618).

      Статья 6 определяет переходный период:
      "Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации."

      Для разъяснения порядка применения на территории Крыма и Севастополя Федерального закона №171-ФЗ вам стоит сделать запрос в Росалкогольрегулирование.

      Удалить
  4. Возможно ли продолжать торговлю алкоголем до окончания срока действия лицензии, если после принятия постановления об определении границ прилегающих территорий, объект попал в радиус детского сада?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. После вступления в силу решения органа местного самоуправления, согласно которому торговый объект окажется в пределах границ прилегающих территорий, розничная продажа алкогольной продукции в таком объекте повлечет нарушение особых требований Федерального закона №171-ФЗ.
      Поэтому в независимости от срока действия лицензии вы должны будете прекратить торговлю алкогольной продукцией в данном торговом объекте.

      Удалить
  5. Анонимный8 мая 2014 г., 14:34

    Здравствуйте! 5 лет торгую алкоголем в продуктовом магазине. В соседнем здании недавно открыли частную медицинскую клинику, которую орган местного самоуправления включил в реестр медицинских организаций в пределах границ которых запрещено торгавать алкоголем. Теперь мой магазин входит в эти границы. Что ж мне теперь магазин закрывать? Почему при выдаче лицензий мед. учреждениям не учитывают фактор наличия магазинов в которых торгуют алкоголем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном в пределах границ где торговля алкоголем запрещена, будет являться нарушением особых требований Федерального закона №171-ФЗ.

      Удалить
  6. Моя точка по продаже живого пива находится в 15м от библиотеки. Нарушаю ли я закон? Является ли библиотека детской или образовательной организацией?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в т.ч. пива), определяются в решении органа местного самоуправления, к которому прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.
      Принятые органом местного самоуправления решения публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

      Если орган местного самоуправления принял соответствующее решение, то из этого решения вы можете узнать, внесена ли конкретная библиотека в перечень объектов, на прилегающей территории к которым запрещена торговля алкоголем, а также находится ли ваш торговый объект в пределах таких границ.
      Если же органом местного самоуправления решение до настоящего времени не принято, то вы можете осуществлять торговлю пивом.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.